1

Тема: Дмитрий Илюшин открывает нам Ульяновскую область

Дмитрий Илюшин открывает нам Ульяновскую область. Танкеевский храм в Татарстане по проекту Тона (Храм Христа Спасителя), о том, как одна женщина целый храм спасла и просто много красоты…

Весна нынче долго не могла разгуляться, а рыбачить хотелось. Вот и сорвались на майские на Березовский залив, в надежде отловится лещом. Решили заехать со стороны Татарстана через Танкеевку. Приехали под вечер, разложились, поклевывала мелочевка… Было скучно, но зато приятные закатные виды вокруг.

Настало утро, и понаехала толпа народу. Стало жутко шумно и совсем суетно вокруг и рыба так и не клевала… В общем: пофотографировали рассвет и решили уехать в более тихое место.

Решили заехать на залив со стороны Шмелёвки. Но по дороге с удовольствием поснимал Танкеевский храм.
Православный приход в с. Танкеевка существовал с 1756 года. Однако в 1859 году местный помещик и государственный деятель Д.Н. Блудов (кстати, именно он и построил храм в Старой Майне) решил построить в своём имении новый грандиозный храм. Проект этого храма разработал архитектор К. Тон. Самой известной работой этого архитектора был Храм Христа Спасителя в Москве. Изначально был построен кирпичный храм Живоначальной Троицы с приделами в честь Казанской иконы Божией Матери и святителя Николая Чудотворца, но позднее к церкви были пристроены еще два придела – в честь великомученика Димитрия Солунского и мученицы царицы Александры. Переделка храма продолжилась, и в 1897 году была пристроена колокольня по проекту архитектора Ф.Н. Малиновского.
Как многие храмы в советские годы церковь была закрыта и использовалась как хозяйственное здание для местного колхоза. Впрочем, используется она так и поныне ( по крайней мере пару лет назад там был всё еще склад.). К сожалению, никакой реставрации и консервации не проводилось, и храм довольно обветшал…

От Шмелевки мы поехали сквозь березовую рощу на камышовые заводи Березовского залива в надежде на поклевки карася. Эти безграничные просторы и правда внушают… Остановились напротив старой турбазы.

Но и здесь ничего путного не клевало. Мы лениво потаскивали мелочевку. От скуки пошел в лес, пофотографировать просыпающуюся природу.

Под вечер решили покататься по Старомайнскому району. И первой точкой стало старинное село Русские Юрткуль. «История старого села началась во второй половине XVII века. Интересно, что селение основали мордовские поселенцы, и изначально оно называлось Яркуль, то есть название состояло из сложения двух татарских слов — «Яр» (обрыв, круча) и «Куль» (озеро), что в сочетании значило «озеро с крутыми берегами».» В 1698-99 годах по указу Петра мордва была переселена, а на их место были поселены польские шляхтичи, которые со временем растворились в русском населении.
Главной достопримечательностью села является храм с престолом во имя Архистратига Божия Михаила, построенный в 1869 году по проекту архитектора Ф.Н. Малиновского. К сожалению росписи в храме практически уничтожены, но осталась часть напольной мозаики.

А вот и село Кокрять. За последние годы оно сильно обветшало. Главной достопримечательностью его остается старинный храм. А началась история храма в 1776 году , когда была построена первая деревянная церковь с единственным престолом в честь святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, но в 1814 году, на средства местного помещика М.М.Наумова в честь победы в Отечественной войне 1812 года, на прежнем месте, с прежнем названием возводится каменный храм. Село богатело и расширялось, а маленький храм уже не вмещал всех прихожан, и тогда в конце 19 века церковь стали расширять . Сперва, в память о коронации Николая II, с правой стороны был возведен и освящен 4 июля 1899 года престол в честь Вознесения Господня, вскоре (с левой стороны)поставлен престол в честь Святой Великомученицы Екатерины (освящен 17 сентября 1901 года).

Борьба с религией при Советской власти добралась и до Кокряти в тридцатые годы церковь закрыли и быть ей наверное сейчас руинами, если бы не простая русская женщина Евдокия. Собрав небольшие деньги с односельчан, она направилась в Москву с просьбой открыть храм. Ее долгие скитания по кабинетам советских начальников, как не удивительно, привели к результату: сперва пришло распоряжение не трогать церковь , а затем , правда уже в 1946 году, было разрешено проводить службы «с запретом колокольного звона». Считалось, что это распоряжение дал сам Калинин, и Евдокию всю жизнь звали в селе Калинихой.

Один маленький человек, но с большой Верой, сумел спасти храм в стране безверия…

Меня просили при случае сделать фото деревни Айбаши (просто старый человек уже не может попасть на свою родину). Эта древняя деревушка сейчас разорвана на несколько кусков, но до сих пор встречаются следы бывшего богатства – добротные старинные дома…

И совсем напоследок заехал в Старую Майну. Хотелось сфотографировать храм с новой колокольней. Он был построен в 1823 году стараниями и на средства графа Дмитрия Николаевича Блудова .

Дмитрий Николаевич был известен тем, что выкупал по возможности земли и организовывал на них крестьянские общины. Одна из самых крупных общин находилась в селе Богоявленском (ныне Старая Майна), и именно для этой общины во многом и был построен новый храм Богоявления. В последствии , церковь расширялась и в ней появился предел в честь Казанской иконы Божией Матери, однако особой гордостью Богоявленского храма являлась высокая колокольня (более 30 метров) с 300 пудовым колоколом. Старожилы рассказывали, что мелодично-волшебный звук этого колокола звон был слышен в хорошую погоду сквозь десятки километров и в Симбирске, и в Болгарах, а в пургу или в метель своим беспрерывным тревожным звоном он помогал заблудившимся путникам найти дорогу к дому.

Однако для Советской власти и колокол, и храм были враждебны. В 1930 году закрыли и разграбили церковь, а в 1932 году уничтожили и колокол. Но любимец Старой Майны сопротивлялся из всех своих бронзовых сил: при падении с высоты 10-го этажа он остался невредимым, его пытались расколоть кувалдами – не получилось, тогда в нем просверлили отверстия и заложили взрывчатку, но даже взрыв не расколол его. Только когда в отверстия стали вбивать металлические клинья непокорный колокол сломался. Поглумились коммунисты и над храмом : разрушили колокольню, а из здания делали то мастерские, то склады, то клуб…

Главной Святыней этого храма является Чудотворная икона Боголюбивой Пресвятой Богородицы.
Икона Боголюбивой Пресвятой Богородицы является одной из самых почитаемых святынь Ульяновской области.

Изначально она находилась в селе Ивановка. Существует предание , что она чудесно появилась, на ныне утерянном источнике , близ села. Но наиболее вероятна версия дарения этой иконы Александром III сельчанам, собравшимся построить храм в честь чудесного спасения императора и его семьи при теракте 17 октября 1888 года. Манера письма, стиль, композиция, сочетание красок говорит в пользу того, что икона привезена со Святой Горы Афон, что косвенно подтверждает версию дарения.

Так или иначе, но около иконы сразу стали происходить чудеса: вставали на ноги калеки, срастались переломы, сходили ожоги и т.д. Слава об исцелениях разносилась на всю округу и тысячи паломником приходили поклониться святыни. Даже Советская власть долгое время не трогало святыню. В год же, когда святыня была отобрана у верующих, после празднования престольного праздника Боголюбивой Божией Матери — 1 июля, произошло следующее знамение : когда вынесли после службы икону на крестный ход, образ Божией матери на иконе стал «метаться» то направо, то налево, то начинал ярко сверкать Божественным светом. Это чудо видели все паломники и оно было истолковано , как опасность закрытия храма и утери реликвии. Так оно и произошло, но даже отобранную икону не решились уничтожить, а спрятали в запасниках Краеведческого музея.

Вот и всё на сегодня…

https://vk.com/dimablondinru
С сайта ulpressa.ru