1

Тема: Богоявленский храм и его чудеса.


Фотография богоявленского храма в Старой Майне. (фото ноябрь 2013г)

2

Re: Богоявленский храм и его чудеса.

Еще одна известная страничка истории нашего отечества – великий скачок в индустриализации страны, который требовал значительной рабочей силы, больших средств, в частности, в виде хлеба, цветного металла, для чего повсеместно стали снимать колокола с церквей, попутно нанося удар по «проклятому прошлому» и «опиуму народа», пренебрегая людьми, их верой и творением их рук.

Церкви были во всех селах, как правило, имели они свои достопримечательности. С церквями, с религией связано прошлое наших предков – в них с малых лет внушали веру в Бога, что держало их в течение всей последующей жизни в рамках нравственной чистоты и почитания. Старомайнская церковь Богоявления не блистала особой архитектурой, хотя внешне выглядела опрятной и, пожалуй, увязывалась с селом. Гордостью села был большой 300-пудовый колокол, обладавший очень мелодичным звоном. Знатоки утверждали, что такого неповторимого по звучанию колокола не было даже в соседних губерниях.

В пургу, метель этот колокол беспрерывным, тревожным звоном помогал нашим предкам находить дорогу, выручая сбившихся путников. Старожилы рассказывали, что в благоприятную погоду его звон доносился до Симбирска. Вот почему был дорог селянам этот колокол, разделявший с ними трудную судьбу.

Такие уникальные вещи надо было сохранить как народное достояние, чтобы чудным звоном осчастливить не одно поколение. Однако варварство бездумно, а угодливые не понимали, что их безответственное усердие держится на отсутствии сознания того, что ничто не проходит бесследно. Нетрудно догадаться, что предложение о снятии колокола выразили по подсказке на сходке 3 января 1930 года Глотов и Ключников.

Затем это развернулось в настоящую кампанию. Особенно рьяно выступал учитель здешней школы (в доме Першиных) Нестеров Александр Лазаревич. Нестеров, 1894 года рождения, работал полгода рассыльным на фабрике Саввы Морозова, окончил Владимирскую духовную семинарию, а здесь, в чужом для него селе, Нестеров стал воинствующим атеистом.

колокол снимали утром в пятницу, когда часть села была на работах, а те, что сбежались, были ошеломлены происходящим, проклинали снимавших колокола Корчагина и Ключникова.

И вот, сброшенный с высокой колокольни, колокол упал с глухим захлебывающимся звоном, глубоко вошёл в землю, словно в самые глубины отзывчивых человеческих душ расстроенных односельчан. В толпе плакали и негодовали. Нельзя сказать, что жители села не пытались отстоять колокол, ставший частью их повседневной жизни. Хотя это был отчаянный шаг в пору начавшихся репрессий. На следующий день, в субботу, 21 марта, в селе прошла стихийная сходка всего села. Представители власти с несколькими своими приверженцами пытались успокить разбушевавшееся село…

Зам. председателя РИКа Лукина говорила, что колокола снимали с разрешения верующих, на что Курепина Степанида говорила, что тех, кто хотел защитить религию, вызывали в милицию, грозили арестом. Пастух Дмитриев подтвердил, что его вызывали в милицию, Чижикова Александра говорила, что уполномоченный РИКа созывал граждан в сельский совет и угрожал.

Бородин говорил, что нет протокольного постановления верующих. Минеева говорила, что не было согласия граждан и что во всем виноват учитель Нестеров.

Общее собрание граждан села Старая Майна постановило: оставшиеся целыми колокола, в том числе и 300-пудовый, оставить на месте, а поломанные при снятии – сдать государству.

В воскресенье взволнованный народ собрался около церкви. В душах селян было неспокойно, уже стало привычным, когда опричники, активисты колхозного движения, вдохновлённые партийными постановлениями, вели себя хуже чужеземных завоевателей.

Ситуация поражала явным пренебрежением к мнению простых людей, никто не хотел считаться с обычаями и верой наших предков, никто не хотел защитить их собственность, их традиции.

Несколько мужиков приволокли лебедку, что применяли при лесозаготовках, и предприняли попытку поднять колокол на место, но им помешали подоспевшие из города чекисты. Несколько человек были арестованы.

Из рассказа Александра Ильича Рассадкина: 300-пудовый колокол увезти было сложно. Тогда его решили разорвать взрывчаткой, для чего просверлили в колоколе отверстия, но заложенные снаряды оказались слабы, и колокол устоял. Тогда с холодной расчетливостью сколотили треногу с блоком и металлической бабой, стали разбивать его на куски. Каждый удар тупой бабой отбивал последние, жутковатые, скорбные мотивы колокола-исполина, словно предупреждая селян о нашествии бездуховности, наперед оплакивая многочисленные сломанные людские судьбы.

Колхозный строй. С ним связана вся оставшаяся известная история нашего отечества. Ныне перейти на другую форму сельского хозяйствования очень сложно, ибо нет своей прогрессивной отработанной системы, нет соответствующей технологической базы и главное вымыт слой инициативных, независимых крестьян.

С помощью колхозного строя государство подавило остатки самостоятельных крестьян-единоличников. Идеологи старательно вкладывали в образ единоличника язвительные интонации, но по иронии судьбы сегодня сами оказались под прессом упреков общества за недальновидность, за чрезмерное усердие, за пустое красноречие, за то, что с холодной принципиальностью ломали человеческие судьбы, за ложь и потерю духовности.

Старомайнскую церковь Богоявления закрыли в 1933 году. Было всё просто: в бывшей церковно-приходской школе с верующими предварительно провели беседу, а после предложили подписаться, кто верует. Никто толком не знал, для чего это делается. Собравшиеся, напуганные репрессиями и шантажом, ожидали очередного подвоха, потому подписались лишь немногие, готовые за веру ко всему.

Затем руководство района (тогда Чердаклинского) объявило, что верующих в селе мало, и церковь закрыли.

Последующая судьба церкви известна, она пережила суровые времена: её превращали в склад, в автомастерские, клуб. Может быть, за варварское отношение к вере и духовному наследию общество было наказано и послушно тащилось по неведомому тернистому пути испытаний и лишений, не осознавая своей предательской вины.

1933 год для Волжского левобережья выдался очень трудным.

Отредактировано tasya (2010-09-13 16:11:36)

3

Re: Богоявленский храм и его чудеса.

Про то что икона мираточит в храме думаю тоже стоит написать.

4

Re: Богоявленский храм и его чудеса.

Да только попозже.

5

Re: Богоявленский храм и его чудеса.

www.hram-v-maine.ru

6

Re: Богоявленский храм и его чудеса.

Интересный ресурс, не думал что у нашего храма есть свой собственный сайт, оказывается он существует с 2009.07.04, а мы и не знали...

7

Re: Богоявленский храм и его чудеса.

http://simbirsk.eparhia.ru/news/?id=35
интересная статья