1

Тема: Село Волостниковка: были и предания

С сайта ulgrad.ru

Село Волостниковка: были и предания

Увы, село Волостниковка не избаловано вниманием краеведов и ученых. Пожалуй, более-менее подробно писал о ней только известный старомайнский историк Юрий Николаевич Мордвинов, но и он выявил далеко не все важные и интересные факты истории села. Не претендуя на стопроцентную достоверность и полноту, все же постараюсь восполнить это белое пятно, опираясь на все известные мне архивные, археологические и устные источники, а также в некоторой степени на данные Ю.Н. Мордвинова.

Но обо всем по порядку. Село Волостниковка находится на берегу Куйбышевского водохранилища, в 14 км к северу от районного центра Старая Майна (по прямому водному пути, а по сухопутной дороге 34 км). Входит в состав муниципального образования «Жедяевское сельское поселение» (Ульяновская область). С 1861 по 1920 гг. относилось к Жедяевской волости Спасского уезда Казанской губернии, а с 1920 по 1943 гг. – к Мелекесскому и Старомайнскому районам Самарского (Средневолжского, Куйбышевского) края (области). Расположение села на границе Ульяновской области и Республики Татарстан (если брать современные административно-территориальные понятия) и переход из состава одной территории в другую и обратно привели к тому, что документы откладывались в разных региональных архивах. В конечном итоге их дошло до настоящего времени очень мало. Так, в Государственном архиве Ульяновской области село отрывочно упоминается в документах преимущественно 1930 – 1958 гг., а также в метрических книгах за 1851 – 1909 гг. В Национальном архиве РТ хранятся клировые ведомости Знаменской церкви за 1815 – 1912 гг. Кстати, похожая история с административно-территориальным делением и источниками и у села Старая Грязнуха.


Волостниковский сельский совет был организован в советское время – 1918 году, с 1928 по 1934 год относился к Чердаклинскому району Средневолжской области (края, с 1934 по 1935 – Куйбышевской области), с 1936 по 1943 год – к Старомайнскому району Куйбышевской области и затем Ульяновской области (в 1963 – 1965 гг. входил в состав Чердаклинского района). В ГАУО отложилось 97 единиц хранения сельсовета с 1934 по 1963 гг., но часть документов погибла из-за плохих условий хранения. На его территории находилось два колхоза: имени К. Маркса и «Правда».

Согласно уникальному документу, обнаруженному в Российском архиве древних актов, село Знаменское (Волостниковка) появилось в 1670-е гг., а в 1716 г. в нём у 12 владельцев было 13 дворов и 251 крепостной. Ю.Н. Мордвинов утверждает, что его основателем был известный государственный деятель, комнатный стольник Петра I (1686 – 1692 гг.), двоюродный брат царицы Наталии Кирилловны Андрей Фёдорович Нарышкин.

В ходе работы по проекту «Культурное наследие зоны затопления Куйбышевской ГЭС на территории Ульяновской области» мне удалось два раза побывать в Волостниковке – в марте и мае 2014 г. Большую помощь в поиске исторических сведений оказала мне учитель истории местной школы Марина Александровна Цыппо. При ее активном содействии удалось отправить на хранение в Ульяновский областной краеведческий музей наиболее ценные экспонаты зарывающегося школьного исторического уголка, в частности, единственную сохранившуюся икону из разрушенной в 1958 г. Волостниковской церкви (по словам сотрудников УОКМ, это икона крестьянского письма второй половины XIX в., возможно, изображен целитель Пантелеймон).

Сейчас в Волостниковке действуют администрация, библиотека, детский сад, почта, медпункт, 4 магазина и агрофирма «Рассвет». По сравнению с 1999 г. отмечу, что в селе закрылись Дом культуры и школа с интернатом. Среди памятников следует упомянуть об обелиске воинам, погибшим во время Великой Отечественной войны, а также бюст К. Марксу, имеющему, видимо, прямое отношение к Волостниковке (в самом деле, в советское время местный колхоз носил это судьбоносное имя). Самое печальное событие – это закрытие в этом году средней школы, в кабинете истории которой существовал небольшой исторический уголок, велась краеведческая работа. А ведь без школы у села нет будущего.

В современной Волостниковке существуют 6 улиц и 1 переулок: Молодёжная, Центральная, Новая, Северная, Волжская, Набережная и Щедрый (переулок). Жаль, что они отражают лишь недавнюю историю. Показательна демографическая статистика села. В 1795 г. в нём было 169 дворов и 1112 душ, в 1900 г. – 352 двора и 2071 житель, в 1959 г. – 1132 человека, и в 2014 г. – 182 двора и 470 жителей. Многие уехали после закрытия школы. Несмотря на серьёзное снижение численности населения, на фоне современных ульяновских сёл это еще немало.


Волостниковские древности

На месте, где в 1670-е гг. было основано русское село, люди обосновались еще как минимум в IV тысячелетии до нашей эры, то есть около 6 тысяч лет тому назад, в эпоху позднего каменного века. В официальном списке памятников археологии Старомайнского района (распоряжение Главы администрации Ульяновской области от 29.07.1999 г.) Комитета Ульяновской области по культурному наследию сейчас содержится 4 объекта в районе Волостниковки: 1) поселение «Змеиный остров» (II-I тыс. до н.э.); 2) селище «Волостниковка» (3-я четверть I тыс.); 3) городище «Волостниковка» (1-я четверть II тыс.), курганная группа «Волостниковка» (2 насыпи, предположительно 2-я половина II тыс. до н.э.).

Однако мало кто знает, что в 1971 – 1973 гг. известный советский археолог Г.М. Буров активно занимался составлением паспортов на памятники археологии Ульяновской области. К ноябрю 1971 г. в списке преимущественно утраченных в результате создания Куйбышевского водохранилища числилось 86 объектов, из них 23 в Старомайнском районе, в том числе поселение III-VII вв. близ Волостниковки. Позднее к ним Г.М. Буров добавил ещё 3 памятника: 1) поселение Гулькин Бугор (III – начало I тыс. до н.э. и III-VII вв.), оно принадлежало к самым интересным памятникам региона, так как большая раскопанная в 1950 и 1953 гг. площадь помогла достаточно полно представить жизнь людей бронзового века (приказанская культура) и раннего железного века; 2) старший Гулькинский могильник (IV-III тыс. до н.э.), объект имел важное значение для науки, поскольку к этому времени в Среднем Поволжье было известно только два неолитических могильника; всего в 1953 и 1965 гг. обнаружено 3 погребения, причём в первых двух костяки принадлежали мужчине европеоидного типа и женщине с признаками монголоидности; в третьем нашли наиболее богатый из всех вещевой инвентарь – 14 крупных каплевидных подвесок из зеленовато-серого сланца, крупное скребло и обломок проколки-сверла из кремня; 3) младший Гулькинский могильник (VII-VI вв. до н.э.).

Интересно, что первые артефакты – бронзовые изделия, в т.ч. ранненананьинский кельт, были обнаружены в урочище «Валдай» в левобережных лугах у Волостниковки ещё в конце XIX в. – в 1886 г. А.А. Штукенбергом и в 1891 г. А.Ф. Лихачёвым. Все вышеуказанные памятники находились в ближних окрестностях села, на бывшем Гулькином бугре (или Валдае, представлял собой мыс надлуговой террасы левого берега Волги и реки Утки), и были затоплены водохранилищем. В эпоху неолита там было кладбище, в бронзовом веке – поселение, в VII-VI вв. до н.э. появился могильник носителей ананьинской культуры, а позднее жили представители именьковской культуры. Получается, что окрестности говорят не только о древности заселения этого края, но и о почти непрерывной жизнедеятельности людей именно здесь. Территория Волостниковки и прилегающая к ней местность, особенно затопленная ныне пойма Волги, являлись весьма привлекательными для благополучной жизни людей на протяжении около 5 тысячи лет.

Любопытно, что памятники старины в Волостниковке упоминались ещё в начале XX в. В VI томе (Среднее и Нижнее Поволжье и Заволжье, 1901 г.) полного географического описания России отмечалось, что «В деревне Волосниковой (до 1.500 ж. – жителей – Е.Б.) находятся два городка, обнесенные земляными валами; в них находят железные стрелы и копья, да горшки красной глины. Жители рассказывают, что что при этих городках встарину была битва русских с татарами; русские напали с поля, с южной стороны селения, и после долгой битвы, победили и прогнали все неверную силу».
Многие памятники археологии в 1956 г. были затоплены Куйбышевским водохранилищем, и навсегда утрачены для науки, другие же ждут своего детального исследования. Поэтому ученые в будущем обязательно сделают немало интересных и ярких открытий, свидетельствующих о богатых исторических традициях этих мест.


Что в имени твоём, Волостниковка?

Странно, но в книге известного ульяновского историка В.Ф. Барашкова «По следам географических названий Ульяновской области» село Волостниковка – в то время крупный населенный пункт Старомайнского района – не упоминался совсем. Традиционно считается, что данное название связано с размещавшимся здесь в конце XIX – начале XX вв. волостным правлением. Вроде бы всё логично, если бы не время основания села – вторая половина XVII в. Если принять эту версию, то как же тогда назвалось село до 1860-х гг.? Казалось бы, и здесь существует объяснение, ведь опять же считается, что первоначальное название села произошло от особо почитаемой иконы Божьей Матери «Знамение» в сельской церкви, то есть Знаменское. Но, во-первых, храм вряд-ли успели построить одновременно с основанием села, а во-вторых, по моим наблюдениям, первоначальные названия селениям давали, как правило, не по церквям или иконам. Обычно двойные названия являлись более поздними (Архангельское-Репьевка, Вознесенское-Головкино, Знаменское-Волостниковка). Сомневается в волостной версии и Ю.Н. Мордвинов, считая её неподтверждённой, примитивной и удобной для понимания. Однако пока могу выдвинуть только одну новую версию происхождения названия села – от слова «волосник» – шелковая шапочка у замужних русских женщин (XVI – XVIII вв.), иногда стеганая, надевавшаяся под повойник или платок. Дело в том, что в дореволюционных документах селение порой указывали как «Волосниковка». Даже на поздней карте Спасского уезда Казанской губернии, составленной в 1903 – 1910 гг., можно увидеть надпись: «село Знаменское Волосниковка».


Знаменская церковь

Как следует из документов Национального архива Республики Татарстан, деревянный храм был построен в 1769 или 1779 году. Почти через сто лет, в 1860 г. (по другим данным, в 1862 г.) на средства помещицы Анны Ивановны Апреловой была сооружена деревянная Знаменская двухпрестольная церковь (тёплая, главный престол в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы, в приделе – во имя святых Петра и Павла), а в 1885 г. открыли церковно-приходскую школу. Был ли храм в селе до 1769 года, или сельчане посещали Николаевскую церковь в соседнем селе Старая Грязнуха, действовавшую с 1712 года? Точного ответа на этот вопрос пока нет.

Интересную информацию о храме удалось получить от одного из немногих оставшихся жителей села – бывшего учителя Валентины Григорьевны Филипповой. После окончания педагогического училища в Чувашии её распределили в с. Волостниковку, куда она приехала в 1956 г., проработав учителем до пенсии. Часть села переселяли из низкого места (из зоны затопления Куйбышевской ГЭС – Е.Б.), и церковь, хотя и находилась на горе, находилась в зоне берегообрушения. Около нее были кладбища, которые до сих пор рушатся в воду. Председатель сельского совета заставил Валентину Григорьевну сфотографировать со всех сторон церковь для переселенческого отдела, так как у неё был фотоаппарат, и она неплохо снимала (так В.Г. стала автором и хранителем единственного и уникального фото церкви – Е.Б.). Позже родственники Филипповой с подачи властей уничтожили даже негативы снимков, время-то было атеистическое. Но Валентина Григорьевна сумела спрятать и сохранить одно фото, сделанное в 1958 г.

В 1959 г. начали строить новую школу, так как старая располагалась на горе в зоне берегообрушения, причём для этого использовали бревна от церкви. К 1960 г. стройка закончилась.
По словам В.Г. Филипповой, церковь имела два престола – во имя Петра и Павла, в ней хранилась икона Знамения Божьей Матери, но ко времени переселения она была пустой.

Также она рассказывала: «Среди старожилов до сих пор широко бытует мрачная легенда. В селе жил жестокий помещик по фамилии Жедрин (как показали архивные документы, такой был на самом деле – Е.Б.). Как-то он впал в летаргический сон, его похоронили в склепе около церкви. Вскоре он проснулся и стал кричать. Церковный сторож сказал батюшке, что из нового склепа доносятся крики, но батюшка ответил следующее – если мы поможем помещику, то он нас закопает». В 1860 году самыми крупными владельцами села («Волосниково») были «наследники Жедринские». Получается, что сам Жедрин к этому времени уже умер, то есть народная память хранит события более чем 150-летней давности.

В Государственном архиве Ульяновской области хранятся уникальные документы по церковной истории Волостниковки в советское время. К сожалению, их немного. В 1930 г. в состав сельского православного религиозного общества входило 1866 человек, в том числе 23 учредителя. В это время в храме служили священник Виктор Алексеевич Рождественский (1867 г.р.) и дьякон Пётр Васильевич Студенцов (1872 г.р.). Кстати, в 1930 г. с колокольни Знаменской церкви сняли 4 колокола общим весом 2243 кг, или 2,24 т.

В апреле 1929 г. была произведена единственная дошедшая до нас опись церковного имущества Знаменского храма. В неё входило 85 наименований. Среди прочей церковной утвари перечисляются следующие: облачения священника и дьякона (3 парчевых), тарелки медные (3), укропницы медные (2), сосуд медный для освящения хлебов (1), водосвятная чаша (1), братина медная (1), медный таз (1), бронзовые хоругви (2), покровов на аналой (12), подсвечников медных (14) и т.д. Там же упоминались 7 старых колоколов. Опись заверили члены церковного совета И. Макаров и И. Титов. Отмечу, что в этом документе заполнены не все страницы, часть текста неразборчива. В общем, лихое для православия время оставило свой отпечаток и здесь.

В 1935 г. священником Знаменской церкви был Михаил Николаевич Богородский (1880 г.р.), служивший на этом месте с 22.12.1933 г. Какой оказалась судьба прежних духовных лиц, можно только догадываться.

Интересная история произошла в Волостниковке летом 1936 г. 3 августа 1936 г. сельский церковный совет направил письменное заявление Старомайнскому районному исполнительному комитету: «Председатель Волостниковского сельсовета заявил председателю церковного совета Солодовникову Ивану Игнатьевичу, что ему… нужны дрова для отопления школ. И кирпич для ремонта, а почему намерен имеющиеся дрова у церковного совета, заготовленные им для отопления храма и церковной сторожки изъять для вышеуказанных целей, а требуемый для ремонта кирпич получить разобрав часовню, находящуюся при храме подлицо с церковной оградой и служит усыпальницей для покойников и местом совершения отпетий умерших от заразных болезней. Считая данные намерения… несоответствующим параграфам инструкции религиозных объединений просим Старомайнский рик (райисполком – Е.Б.) оказать нам законное содействие… В противном случае мы будем вынужден обратиться в крайисполком…». Результатом борьбы церковной общины и сельской власти стало указание районного исполкома сельсовету о запрете разбора часовни. Этот случай говорит о том, что в 1936 г. активная религиозная жизнь в селе продолжалась, и местная община верующих активно отстаивала свои интересы и права. Но в советское время она не могла продолжаться длительное время – рано или поздно власти всех уровней стремились закрыть все храмы. 26 февраля 1951 г. Волостниковский сельский совет обсуждал вопрос «О разборе здания церкви вследствие того, что она пришла в негодность». Оказывается, церковь закрыли в 1941 г., после чего она не ремонтировалось и с каждым годом здание разрушалось всё больше и больше, представляя, по мнению властей, угрозу для жизни местных жителей. Поэтому на заседании сельсовета решено было церковь разобрать, но ответственных за разбор не назначили. Чем закончилась эта история, мы знаем из рассказа В.Г. Филипповой. Бревна и железные листы крыши, использованные при строительстве новой школы – всё, что осталось от храма – пока ещё хранят память о нём. Но после закрытия школы, видимо, здание протянет недолго…

В мае этого года я побывал на месте, где когда-то стояла Знаменская церковь. Сейчас эта территория, состоящая из перекопанных «чёрными копателями» заросших кустами холмиков с обнажениями красного кирпича (видимо, фундамент сложили именно из него) находится на краю высокой надпойменной террасы и постепенно обваливается вниз. Как раз в мае сильно понизился уровень водохранилища, и на обнажившихся песчаных отмелях были хорошо видны обломки кирпичей, железных изделий и даже большие и малые фрагменты каменных надгробий. От стоявших когда-то рядом с храмом жилых домов вдоль возвышенности не осталось и следа, а современное село находится на приличном расстоянии от этого пустынного печального места…


Затоп

Роковыми для Волостниковки стали 1955 – 1957 годы – время наполнения Куйбышевского водохранилища. Значительная часть села располагалась внизу, под горой. И хотя оно избежало трагической участи десятков ульяновских селений, затопленных полностью, всё же традиционный, сложившийся веками тип планировки, быт и хозяйство претерпели радикальные изменения, не говоря уже о психологическом стрессе. Из затопляемой части Волостниковки жители эвакуировались на новую площадку, где ныне и находится село. Председателем сельсовета в это роковое время являлся Фёдор Потапович Филиппов.
В январе 1952 г. Старомайский райисполком решил: «Часть села Волостниковка (колхоз имени К. Маркса), поселок Валдай и поселок Парашевка… как бригады одного укрупнённого колхоза имени К. Маркса переселить на новую площадку села Волостниковка, в котором расположен центр этого укрупнённого колхоза».

Удивительно, но факт: проблемы переселения обсуждались на заседаниях Волостниковского сельсовета (судя по архивным данным) в 1952 – 1953 гг. всего лишь 5 раз! Эвакуация должна была состояться летом 1953 г., но реально она продолжалась до 1955 г. О немалых трудностях этого процесса свидетельствует обращение сельсовета к районному исполкому с просьбой выслать план строительства нового села, ускорить сооружение двух буровых колодцев и организовать торговлю стройматериалами. И это за полгода до начала переселения! Острейший дефицит всего, особенно стройматериалов, местные жители испытывали ещё долго.

Не переносились из затопляемой части села здания школы и сельского клуба с библиотекой (видимо, они были кирпичными – Е.Б.), на новой площадке необходимо было построить новую школу, что и было успешно сделано в 1960 г. при помощи материалов, полученных от разобранной Знаменской церкви.

По данным переселенческого отдела, всего из зоны затопления выносились 90 домов индивидуального сектора (в 1952 г. в селе было 392 двора) и 43 колхозных строения, и эвакуировались 93 семьи, причём 52 дома и 54 семьи – в 1955 году.

В новой Волостниковке в 1953 – 1954 гг. намечалось строительство 16 объектов: правление колхоза, клуб, школа-десятилетка, детские ясли и сад, больница на 10 коек, дом для приезжих, дом бытового обслуживания, почта со сберкассой и радиоузел, магазин, чайная на 15 человек, хлебопекарня, баня на 20 человек, стадион и спортплощадка, жилые дома для учителей и врачей. Сейчас уже трудно установить, все ли из них построили или нет. Видимо, далеко не всё.

Любопытные воспоминания об этом трагическом времени остались в виде записей учеников Волостниковской школы, сделанных со слов старожилов села. Так, Вера Фёдоровна Журавлёва рассказывала: «В 1957 году пришла вода. Лес выпилили, горы стали рушиться. Все люди живут здесь 300 лет. После затопа люди стали плохо жить. Скотину было негде пасти. Лес начали рубить… Где сейчас Волга, там было село. Там были разные храмы. И был лес. Когда возвращалось стадо, пришла вода. Все испугались и побежали от воды. Некоторые мальчики залезли на деревья. Но когда баба Настя начала залезать (на дерево – Е.Б.), вода нахлынула. И понесла дерево. И она сильно задержалась за церковь. И отпустило дерево. Некоторые люди не спаслись. И утонули, я помню это, как будто это было вчера». Здесь наглядно видно, что после прошествия длительного времени историческое событие трансформировалось в сторону преувеличения (в само деле, как можно «задержаться» за церковь, которая стояла на высоком берегу? – Е. Б.) и приобрела черты легенды. Тем не менее, этот и другие рассказы хорошо отразили трагизм происходящих событий. Также показательно, что жители села придумали такое слово, как «затоп». А вот ещё воспоминания, правда, безымянные: «В деревне была церковь. Туда ходили, чтобы покаяться в совершённых грехах, молиться, поклоняться богу. До затопа люди собирали вещи и со слезами уходили из родных домов. Когда начали затапливать лес, звери толпами выбегали оттуда, кто успевал, спасал своих детей. Птицы вылетали оттуда стаями и спасали своих птенцов».

Интересно почитать заключение о размыве берегов в с. Волостниковка областного переселенческого отдела за 1958 г. Суть его состоит в следующем. Село расположено на левом берегу Волги, на поверхности 3-й надпойменной террасы, на расстоянии 8 км от ныне затопленного основного русла Волги. В настоящее время находится на берегу водохранилища, где его ширина достигает 14 км. На этом участке развита 1-я и 3-я надпойменные террасы. 1-я после создания водохранилища затоплена, так как её абсолютные отметки не превышают 50-52 м. Высота уступа 3-й террасы достигает 20-21 м над поверхностью 1-й террасы. По прогнозу переработки берега 1952 г. величина отступания береговой линии за 10 лет должна была составить 40 м. К октябрю 1957 г. фактическая величина отступания составила 7-9 м, то есть 20 % по отношению к 10-летнему периоду. Поэтому сделали вывод о том, что в ближайшие 2-3 года производить переселение из прибрежной части 3-й надпойменной террасы нет необходимости. Однако ещё в 1953 г. согласно заключению Заволжской гидрогеологической экспедиции Министерства геологии СССР набережная часть села Волостниковка подлежала сносу и переносу в последующие годы в связи с переработкой берега. В конце концов этот прогноз оправдался, и сейчас на высоком берегу ничего не осталось.

В 1963 г. в акте технического освидетельствования отмечалось: «Село Волостниковка – строения, входящие в зону 10-летней стадии формирования берега, перенесены. В настоящее время обрушение превышает конечную стадию переработки берега. Расстояние до неподлежащих переноске строений в отдельных местах достигает менее 50 м. В районе бывшей церкви происходит вымывание погребённых останков людей, в частности, видны 4 гроба, а также черепа и кости». Была признана необходимость переноса 50 зданий.


10 памятных дат и уникальных фактов истории села

1) IV тысячелетие до н. э. – на месте будущей Волостниковки обосновались первые люди (эпоха неолита);
2) 1670-е гг. – время основания села, предположительно под названием «Волосниковка» известным государственным деятелем А.Ф. Нарышкиным;
3) в XVIII-XIX вв. в селе было несколько помещиков, поэтому люди прибывали сюда из разных мест; отсюда неоднородность населения;
4) долгое время Волостниковка фактически состояла из деревни с тем же названием (Городок) с казёнными крестьянами, и села с помещичьими крестьянами; они окончательно слились в начале XX в.;
5) главной архитектурной и духовной доминантой для жителей села стала Знаменская церковь, предположительно возведённая в 1769 (1779) г. и перестроенная в 1860 (1862) г.; закрыта в 1941 г., уничтожена в 1958 г.;
6) в 1869 г. в селе открыли женскую школу обучения грамоте, а в 1871 г. – земское училище (в 1911 г. – земская школа);
7) к началу XX в. Волостниковка растянулась вдоль горы на 7,5 км, что стало её главным отличием от близлежащих селений; после создания в 1955 – 1957 гг. Куйбышевского водохранилища оно было утрачено;
8) в 1941 – 1945 гг. на фронтах Великой Отечественной войны погиб 171 житель села;
9) к 1955 г. значительная часть села была перенесена на более высокое место в связи с созданием Куйбышевского водохранилища, появились проблемы с водоснабжением и дорожно-транспортной доступностью районного и областного центров, что постепенно стало способствовать оттоку жителей в города;
10) зримыми символами культурного наследия в современной Волостниковке являются здание бывшей школы, памятник односельчанам, погибшим во время Великой Отечественной войны (1970), а также бюст К. Марксу около Дома культуры.

Евгений Бурдин